Удивительные композиции из еды. Забавные композиции с едой правил композиции, которые сделают твой кадр лучше

Натюрморты знакомы каждому. Однако мало кто ожидает от фотографий еды каких-либо неожиданностей. Устроить их способен Карл Уорнер - английский фотомастер, недавно выпустивший свою книгу «Мир еды».

Главной ключевой фишкой Уорнера является использование продуктов питания в самых неожиданных ипостасях. В результате зритель наблюдает нечто совершенно невероятное, что заставляет надолго отойти от привычного восприятия мира. По словам самого Карла, главной целью его работ было возбуждение в детях интереса к здоровому питанию.

Творческий процесс Уорнер выполняет поэтапно. На стадии формирования идеи наброски будущей работы мастер наносит на бумагу. Затем следует в буквальном смысле монтаж композиции. С помощью булавок, зубочисток и обыкновенного клея, Уорнер собирает продукты в нужную ему форму. Затем следует непосредственно фотосет, где отдельно фотографируется фон и получившийся из продуктов объект. Конечная стадия предполагает совмещение получившихся снимков в компьютерной программе.

Карл Уорнер считает, что его работы способны пробудить во взрослых современных людях то, давно забытое чувство яркого воображения, которое успело забыться в далеком детстве. Однако у такого творчества есть и противники, утверждающие, что автор попросту «зря переводит еду». Интереснейший новостной сайт, где вы сможете прочитать все последние и важные события, происходящие в Уфе! Также например тут вы узнаете всю правду о нашумевшем разгромленном наркосиндикате в прошлом году! Все необходимое о любимой Уфе, ее заведениях, где можно отдохнуть и провести активно время, обсудить на форуме любые вопросы вы сможете на портале ufatut.ru!





Натюрморты знакомы каждому. Однако мало кто ожидает от фотографий еды каких-либо неожиданностей. Устроить их способен Карл Уорнер – английский фотомастер, недавно выпустивший свою книгу «Мир еды».


Главной ключевой фишкой Уорнера является использование продуктов питания в самых неожиданных ипостасях. В результате зритель наблюдает нечто совершенно невероятное, что заставляет надолго отойти от привычного восприятия мира. По словам самого Карла, главной целью его работ было возбуждение в детях интереса к здоровому питанию.


Творческий процесс Уорнер выполняет поэтапно. На стадии формирования идеи наброски будущей работы мастер наносит на бумагу. Затем следует в буквальном смысле монтаж композиции. С помощью булавок, зубочисток и обыкновенного клея, Уорнер собирает продукты в нужную ему форму. Затем следует непосредственно фотосет, где отдельно фотографируется фон и получившийся из продуктов объект. Конечная стадия предполагает совмещение получившихся снимков в компьютерной программе.


Карл Уорнер считает, что его работы способны пробудить во взрослых современных людях то, давно забытое чувство яркого воображения, которое успело забыться в далеком детстве. Однако у такого творчества есть и противники, утверждающие, что автор попросту «зря переводит еду».

Что определяет красоту фуд-фотографии?

Мой вывод — это композиция и аппетитность блюда.

Что такое идеальная композиция? Это когда каждый объект в кадре находится на своем месте. Когда на снимке ничего нельзя убрать или добавить, не нарушив гармонии и общего впечатления от фото.

Композиция делится на эстетическую (идея, замысел фотографии) и техническую (геометрия кадра, сочетание цветов и свет).

Главное правило эстетической композиции — на снимке должна быть одна идея (сюжет), понятная зрителю .

Перед построением кадра нужно понимать, какую историю ты хочешь рассказать на фотографии. Идея часто подсказывает, какое правило композиции лучше применить для ее воплощения.

7 правил композиции, которые сделают твой кадр лучше

1. Золотое сечение

Это базовое правило композиции, существующее в искусстве с древнейших времен. Не будем углубляться в его объяснение. Просто посмотрим, что согласно этому правилу площадь кадра делится двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями следующим образом.

Главные объекты в кадре нужно размещать вдоль этих линий или на точках их пересечения. Точки пересечения называются «зрительными центрами». Считается, что они привлекают внимание человека в первую очередь.


На этом фото Роба Гримма креветки лежат на горизонтальной линии сечения, а самая аппетитная верхняя часть правой креветки расположена на точке пересечения двух линий.
На фото Линды Ломелино шарики мороженого расположены вдоль вертикальных линий сетки, два шарика лежат на точках пересечения линий.

2. Правило диагоналей

Одно из самых часто применяемых правил в фуд-фото. Его суть — расположение главных объектов в кадре по диагонали. Этот прием хорош тем, что создает динамику на снимке. Вот несколько примеров диагональных композиций.


На первом и втором фото диагональ задается двумя тарелками с супом. На третьем снимке диагональ очень лаконично и эффектно обозначается ножом.

В процессе съемок я нашла несколько особенностей построения диагональных композиций :

  • Прямоугольные разделочные доски, тарелки, ящики, подносы и т.п. — хорошая основа диагональной композиции.

  • Диагональ может задаваться не только предметами, но и цветом.

На этом фото есть диагональ зеленого цвета, которую образуют песто в банке и веточка на заднем плане.

  • Диагональ в кадре можно задать линиями досок фона или расположением края стола.

  • Диагональ можно задать или подчеркнуть столовыми приборами.

  • Диагонали часто есть в самой еде, и это можно и нужно показать.

3. Правило треугольников

Тоже очень популярное правило в фуд-фото. Его суть — главные объекты образуют треугольник. Смотрим примеры.


Авторы фото: @lumadeline, @_foodstories_, Linda Lomelino
Авторы фото: 1 — Monica Pinto, 2, 3 — Александр Сляднев

4. Спираль

Удивительно, но это правило гармонии выведено путем математических вычислений. Не будем вдаваться в научные сложности, а просто согласимся, что снимки с композицией-спиралью смотрятся очень интересно. Композицию можно построить так, чтобы взгляд зрителя закручивался или раскручивался по спирали, приходя к главному объекту в кадре. Такой прием делает кадр динамичным.


Фото Katie Quinn Davies

5. Числа Фибоначчи

Очень полезный, но почему-то не часто упоминаемый композиционный прием. Он помогает определиться с количеством предметов в кадре.

Математик Леонардо Фибоначчи вывел ряд числовой гармонии 1 1 2 3 5 8 12 … Запомни эти числа и используй их при оформлении блюд и составлении композиции.


Авторы фото Nik Sharma, Monica Pinto

На первом фото мы видим 1 кекс, украшенный 1 инжиром. Отрезано 3 кусочка кекса, 4 кусочка выглядело бы менее гармонично. На втором снимке мы видим 3 бургера, 2 стакана с пивом. Около каждого бургера лежат по 2 половинки огурчика. Все это маленькие детали, но часто именно от них зависит ощущение гармонии в кадре.

6. Ритм или паттерн

Это многократное повторение одинаковых или похожих объектов в кадре. Это простой, но очень эффектный композиционный прием.


Авторы фото @gkstories, @tata_cher, @localhaven

Ритм всегда делает фотографию живее и интереснее. Поэтому старайся замечать ритм в еде, интерьере, посуде и добавляй его на свои фотографии.

На снимках ниже ритм не является основным композиционным приемом. Но на первой фотографии ритм есть в спинке стула, в нарезанном авокадо и ветке помидорок. На втором фото очень ритмичные вафли. На третьем снимке ритм задается самой стопкой блинчиков и линиями решетки.


Авторы фото @whatforbreakfast, @ditsen, @a_violet_dream

7. Разная высота

Интересным композиционным приемом является расположение объектов на разной высоте. Это не дает зрителю заскучать, добавляет кадру динамики.


Зритель неосознанно считывает информацию со снимка слева направо и сверху вниз. Поэтому для более комфортного восприятия лучше делать верх и левую сторону фотографии легче , т.е. оставлять там больше места и больше света.

P. S. Чтобы овладеть правилами композиции, нужно много тренироваться. Потом они перейдут на уровень подсознания, и тебе даже не придется задумываться над ними.

Про другие важные части гармоничной композиции — цвет и свет, поговорим в следующих постах.

P.P.S. Всегда с удовольствием читаю комментарии к своим постам!

Фотограф Денис Карпенков, который в прошлый раз коснулся темы , продолжает свою серию статей еще одним важнейшим аспектом фотосъемки еды: выстраиванию композиции. Рекомендую всем, кто интересуется фуд-фотографией, фотографией вообще или просто хочет, чтобы его любительские снимки стали лучше.

С самого начала уже одно слово «композиция» звучало для меня как молитва.
Оно наполняло душу благоговением.
И до сих пор я испытываю боль, когда вижу, как легкомысленно зачастую с ним обращаются.

Василий Кандинский

Эта статья является вводной к нашему дальнейшему разговору о композиции. В ней приводятся самые общие сведения, отталкиваясь от которых, нам будет проще говорить о более частных аспектах композиции.

Когда вы будете получать хороший свет на своих фотографиях, они обретут живописность, станут выглядеть более художественно. Однако, если вы хотите сделать фотографии более стройными, убедительными, легко воспринимаемыми, стоит задуматься о композиции. Что под ней понимается? В самом широком смысле — это организация пространства и объектов в кадре, которая обеспечивает наилучшее восприятие визуальной информации. О ней написано множество книг, и каждый автор дает свое определение.

Фотограф с помощью композиционных элементов управляет вниманием зрителя. Он делает акценты на главных объектах, а незначительные уводит на второй план. Таким образом, он старается донести свою идею до зрителя с минимальными потерями, захватить и удержать его внимание. Композицию, которая справляется с этими задачами, хвалят, ту, которая не справляется — ругают. Очевидно, что в первом случае ее можно считать гармоничной, красивой и стройной. Такая композиция математически логична и основана на законах человеческого восприятия.

Эти законы немного разнятся в зависимости от региона и эпохи, но мы как европейцы, воспитанные на культурном наследии Древней Греции, Рима и эпохи Возрождения, считываем любое графическое изображение примерно одинаковым образом. Мы последовательно переводим взгляд по изображению слева-направо и сверху-вниз, от больших объектов к маленьким, от светлых к темным, от ярких к тусклым, наш взгляд следует за ведущими линиями. Мы отдаем предпочтение тем кадрам, где реализован принцип золотого сечения (в результате упрощения из него возникло «правило третей», согласно которому, кадр делится на три равные части по вертикали и по горизонтали, и главный объект сцены располагается либо на пересечении этих линий, либо на этих линиях).

Это не жесткие требования, они всего лишь помогает выстроить начальный алгоритм создания привлекательной композиции. В дальнейшем эти правила начинают работать на уровне подсознания. Некоторые из них можно игнорировать или нарушать, все равно получая отличный результат. Ведь главное - это общее впечатление, создаваемое фотографией. А насколько мы знаем, целое - не есть простая сумма составляющих его элементов. Однако начать необходимо именно с них.

Итак, мы имеем дело с плоскостью кадра. Как расположить на ней объекты, чтобы добиться их лучшего звучания? До того, как мы начнем разговор об элементах композиции и способах гармонизации , необходимо ненадолго остановиться на ее свойствах.

Свойства композиции

1. Единство

Иногда, говоря о единстве, подразумевают, что фотография должна создавать целостное впечатление. Ни один из объектов в кадре не должен выделяться и доминировать над целым образом. Единство в фотографии еды может быть обретено одинаковым стилем посуды и кухонной утвари, цветовой гаммой, общими формами. Единство очень важно для легкого восприятия зрителем вашей работы. К примеру, все шедевры графики и живописи обладают этим свойством уже только потому, что созданы в одном стиле, рукой одного мастера. Их объединяет живописный почерк, толщина и плотность линий, форма и характер мазков. Мы, делая фотографию, не обладаем возможностью так же тонко управлять изображением. Поэтому очень часто в композиции фотографий отсутствует единство в той же степени, что и на картинах. Мы должны очень внимательно подходить к выбору реквизита, к форме и фактуре посуды. В конце концов, композиция должна выглядеть так, что ничто из нее не могло бы быть изъято, и ничего не могло бы быть в нее добавлено без ущерба для целого.

Чтобы понять, насколько композиция вашей фотографии едина и целостна, постарайтесь сравнить ее с фасадом древнегреческого храма (ничего более совершенного в плане композиции человеку еще не удалось создать, наследие древних греков — это все, на что опирается западноевропейское учение о композиции в живописи, архитектуре и фотографии в том числе). Обратите внимание, что ни один элемент конструкции этого храма — ни стилобат, ни колонна, ни ее капитель, ни фронтон, ни его декоративное оформление — не будут восприниматься отдельно от общего вида. Необходимо помнить об этом и на этапе тщательного подбора реквизита, продумывания его связей с главным объектом сцены, и затем при формировании композиции.

2. Равновесие (баланс)

Равновесие бывает симметричным либо асимметричным. Оно должно присутствовать, если вы не хотите, чтобы у зрителя возникало головокружение при взгляде на вашу работу. С симметричным равновесием все понятно — левая часть кадра по своему наполнению зеркально отражает правую, либо верхняя — нижнюю, либо, в случае с центральным симметричным равновесием — одинаковые области равноудалены от центра. В случае с асимметричны равновесием вам нужно добиваться, чтобы ни один из элементов композиции не перевешивал все остальные, сдерживался ими либо за счет расположения, либо смысла (сюжетной важности), либо цвета. Асимметричное равновесие — довольно субъективное понятие: вам может показаться, что у вашей работы с ним все в порядке, а кто-то скажет, что она не сбалансирована. Вы можете соглашаться с этим мнением или нет. Главное, вы должны понимать, что нет никаких строгих требований в отношении равновесия композиции. Вам придется достигать его, руководствуясь только своим собственным визуальным опытом и вкусом.

Да, встречается еще и кристаллическое равновесие — в виде паттерна или узора, когда все элементы держатся друг за друга как прутья решетки. Этот вид равновесия очень важен для графического дизайна: фотографии, уравновешенные таким образом отлично подходят на роль фона для текста, для оформления веб-страниц.

3. Устойчивость

Мы привыкли видеть линию горизонта ровной. Если она наклонена, значит, что-то не в порядке либо с нами, либо с горизонтом. Обратите внимание, что в кинематографе наклон линии горизонта, а также всех опорных горизонталей, вертикалей и плоскостей — стен домов, полов и потолков, предметов мебели, столов — используется только с одной целью: показать сцену глазами нездорового или нетрезвого человека. Первое требование для придания композиции устойчивости — это приведение всех горизонталей к горизонталям, а вертикалей — к вертикалям. Избегайте съемки широкоугольным объективом, на мой взгляд, его использование оправдано только при съемке пейзажа. Если снимаете сверху, под 90 градусов, то ось объектива должна быть строго перпендикулярна плоскости стола, иначе у зрителя будет ощущение падения (можно несколько заострять угол съемки в свою сторону, но не в противоположную).

Есть и небольшие оговорки. На крупных планах допускается легкий поворот оси камеры. В кадре он эквивалентен наклону головы наблюдателя при рассматривании блюда с близкого расстояния и поэтому воспринимается нормально.

Также важно знать, что поскольку фотография еды — это натюрморт, то ее композиция опирается на принципы построения натюрморта. А это жанр, для которого, более чем для какого-либо ещё, важна геометрия: все объекты объединены в группы, построенные на основе геометрических фигур: прямых и ломаных линий, квадратов, треугольников, кругов и овалов. Также существует множество примеров, когда объекты объединены на основе форм букв T, L, V и прочих.

Мы привыкли, что все тяжелое в нашей жизни должно находиться внизу, а все легкое — наверху. Что-то невесомое, вроде облаков или дыма — поднимается еще выше лёгкого. А если что-то тяжелое, например, пудовую гирю, поместить на антресоль? Проходя под ней, мы все время будем испытывать чувство дискомфорта, так как она своим стремлением вниз будет угрожать нашей безопасности, создавать ощущение неустойчивости в интерьере. То же самое происходит и при взгляде на фотографию, на которой большие, объемные объекты расположены в верхней части кадра. Они будут давить свое тяжестью на объекты, находящиеся внизу. И если их недостаточно много, если они за счет своего количества или движения вверх не образуют противодействующей силы, композиция будет казаться беспокойной, готовой «упасть» в любой момент.

Точно также, если мы объединим объекты в квадрат и поставим его на один из его углов, он будет неустойчив, как и треугольник, стоящий на одной из своих вершин. Если вы не преследуете цель создать в кадре напряжение, посеять в душе зрителя иррациональное беспокойство, вам следует помнить о том, что внизу кадра должны располагаться тяжелые объекты, квадраты и треугольники должны ровно стоять на опоре, а все линии, которые мы привыкли видеть горизонтальными и вертикальными, должны быть такими и на фотографии (мы не берем в рассмотрение натюрморты Петрова-Водкина, у него была собственная планетарная перспективная система и он решал с ее помощью другие задачи).

Схематические пояснения

Постараюсь проиллюстрировать теоретическую часть простыми примерами:

Единство:

1. На данной иллюстрации изображены разнородные элементы: круг и овал, пять прямоугольников с разными пропорциями, треугольник и шестиугольник, кривая линия. У некоторых из них есть связь между собой, как, например, форма и фактура. Но в целом, эти элементы между собой никак не связаны. Они лишены единства , они не являются композицией.

2. Общий признак — это то, что помогает объединить даже такие разные элементы. На этой иллюстрации у каждой фигуры кроме линии появилась общая фактура . Она стала для них объединяющим фактором.

3. Здесь все фигуры сгруппированы в большой прямоугольник, который повторяет своей формой прямоугольник, расположенный в левом нижнем углу. Композиция объединена, потому что в ней многократно повторяются прямые углы, сама она в целом является увеличенным изображением своего основного элемента. Это такой своеобразный реверанс, доминирующей в ней форме прямоугольника.

4. По аналогичному принципу достигнуто единство в этой композиции. Ее средняя часть организована в квадрат, поставленный на угол. Остальные элементы, дополняя его слева и справа снизу образуют большой треугольник, напоминающий маленький треугольник сверху.

5. Если все объекты обладают скругленными формами, можно многократно усилить это впечатление и достичь единства, построенного на повторении центральной овальной формы в расположении остальных фигур. Таким образом можно не только объединить композицию, но и подчеркнуть ее плавность и округлость всех ее элементов.

Равновесие (баланс) и устойчивость:

На рисунке 1 (сверху), большой прямоугольник слева явно больше прямоугольника справа. Из-за этого кажется, что левая часть кадра сильно перевешивает.

На рис. 2 продемонстрировано симметричное равновесие , достигнутое центральным расположением обоих прямоугольников.

На рис. 3 изображена попытка добиться асимметричного равновесия с помощью смещения более тяжелого объекта к центру, а маленького — к правой границе кадра. Согласитесь, композиция с таким расположением объектов хоть не выглядит идеальной, но она уже значительно стабильнее и спокойнее, чем на рис. 1.

На рис. 1 (сверху) левая сторона кадра снова перевешивает, складывается ощущение, что большой квадрат может упасть, так как под ним — пустота. Это допустимый вариант композиции, но он создает напряжение и динамику (это может вполне совпадать с вашими задачами)

На рис. 2 композиция слегка изменена, но наполнение левой и правой части осталось неизменным по визуальному весу и размеру объектов. Тем не менее, в ней больше статичности, она выглядит сбалансированной.

На рис. 3 показан способ придать композиции монументальность и спокойствие. В качестве опоры для падающего квадрата выступают все остальные элементы композиции. Правая часть кадра может быть либо отброшена при кадрировании, либо использована, как негативное пространство для противовеса при наличии текста или богатой фактуры (скатерти, например, или старой древесины стола)

На рис. 1 (сверху) элементы композиции сгруппированы в треугольник, стоящий на вершине. При взгляде на нее кажется, что этот воображаемый треугольник готов упасть влево на одну из своих сторон.

Придать ему устойчивость помогает расположение, подобное изображенному на рис.2 или на рис.3.

Совершенно необязательно добиваться такой геометрической точности при составлении композиций. Но помните, что если в ее структуре угадывается какая-то фигура — треугольник или квадрат, — то она должна быть устойчивой.

Несколько практических советов:

1. Используйте в кадре посуду и реквизит (салфетки, доски) одного стиля. Никаких современных салфеток рядом с деревенскими досками! (О том, как сочетать разные стили, вы узнаете из следующих статей).

2. Не оставляйте непонятных углов по краям кадра, либо избавляйтесь от них при кадрировании. Также избавляйтесь от всего лишнего (всего того, что не улучшает композицию).

3. Следите за тем, чтобы каждый предмет играл в кадре определенную роль. Не должно быть случайно оказавшихся в кадре вилок, ложек и т.д. Повторюсь, все лишнее = ненужное, оно отвлекает зрителя от главного. Лучше на первых порах быть минималистом, стремиться к тому, чтобы минимум объектов в кадре смотрелись хорошо.

4. Уравновесьте кадр: если слева большая тарелка, то справа создайте «противовес»: положите столовые приборы на салфетку/ломтик хлеба и нож с маслом/веточку (по обстоятельствам, исходя из сцены)

Пока это все, на чем мы остановимся. Впереди еще очень много интересного: разбор элементов композиции и способов их гармонизации . Но первое с чего нужно начать в работе над улучшением своего чувства композиции — завести привычку обращать внимание на вышеупомянутые 3 базовых принципа, реализованные в работах великих живописцев и фотографов.

Изучая натюрморты Яна Давидса Де Хема, Поля Сезанна и Петрова-Водкина, можно долго говорить об их различиях, но лучше увидеть то, что их сближает: в первую очередь единство и целостность их композиций, равновесие и устойчивость . Может быть, такая манера интерпретации натюрморта, как на их полотнах, сейчас не в моде, и ни одному заказчику не понравится, если предложить ему что-то в этом духе. Может быть. Но мы смотрим и любуемся их картинами, не замечая ток времени. Притягательность их работ складывается из множества составляющих, но их основа — внимательное продумывание композиции, начиная с самых ее фундаментальных основ.

Если вы заинтересованы в услугах фотографа, вы можете связаться с Денисом Карпенковым на его официальном сайте, чтобы обсудить возможность сотрудничества.

Используя простые предметы быта и продукты питания, австралийский дизайнер Доменик Бахманн, будто играющийся ребенок, создает забавные миниатюрные изо-композиции, подкупающие своим озорством и свежестью взгляда на окружающий мир.

Художник-иллюстратор Доменик Бахманн (Domenic Bahmann , 1981) родился в Мюнхене (Германия), а в настоящее время живет и работает в Канберре (Австралия). Основная его деятельность — создание контента для продуктовых компаний, сайтов, приложений и журналов, включая Time Magazine, New Scientist Magazine, SELF, Adweek и Australian House & Garden Magazine. Когда же он не работает над редакционными заданиями, ему нравится придумывать забавные художественные мини-композиции и выкладывать их на страничках в Instagram и Facebook . Созданные со вкусом и юмором, они находят отклик у всех зрителей, вне зависимости от интеллекта, возраста или национальности.


Часы Apple

Каждая из его остроумных миниатюр, созданная с помощью оригинальной аранжировки обычных продуктов, похожа на маленькую и самодостаточную шутку.


Горящий тост


Ди-джюс

Свой проект под названием «Остановитесь, подумайте, сделайте» он начал в 2013 году и с тех пор, по крайней мере раз в неделю, ему приходится придумывать новое изображение. Его миниатюрные изо-композиции подкупают свежестью взгляда на самые обычные предметы, что свойственно только играющим детям. Тогда стираются границы реальности и меняются масштабы мира.



Космический помидор

Его фантазия не раз помогала ему создавать оригинальные иллюстрации, рекламирующие изделия продуктовых компаний или страницы профильных изданий. Своей целью художник видит создание веселых и освежающих иллюстраций, которые найдут отклик у каждого зрителя вне зависимости от возраста и интеллекта. «Искусство и дизайн мышления идет рука об руку. Важно задействовать оба типа мышления в творческом процессе. Искусство позволяет мне исследовать новые перспективы. Это создает новые направления того, как я подхожу к дизайну ».


Паста Surf
Музыка кухонных сфер
Время кино


Top